Логотип

Все статьи > Международный туризм > Европа >>

Музей франкмасонства в Париже

Коллекция Музея франкмасонства, Musee de la Franc-Maconnerie, расположилась на территории старинного особняка 18 века, владельцами которого ранее были принц Монако, герцог Л. Ф. де Ришелье и маршал Б. Клозе, находящегося в 11 административном парижском округе Парижа.

Музей франкмасонства

История создания

Своим открытием музей, посвященный масонству в странах Европы, обязан неимоверно возросшему интересу к занимаемой роли, отведенной во французской и европейской истории членам этой тайной организации. В результате в 1838 году была открыта масонская библиотека, где наряду с книгами было представлено и медальерное искусство.

На этой базисной основе в 1889 году Совет Ордена создал Музей франкмасонства, который в своем первоначальном виде представлял концепцию кунсткамеры. Он был размещен в особняке Каде, ранее служащим приютом для одного из наиболее старейших масонских тайных собраний Европы, носящего название Grand Orient de France (с фр. – Великий Восток Франции). В формирование музейного собрания свой огромный вклад внес председатель Совета Ордена А. Грусье.

Выставка не видоизменялась до начала Второй Мировой войны. Претерпев немецкую оккупацию, было проведено закрытие музея, некоторые его экспозиции были уничтожены, другие же оказались вывезенными из здания. Небольшая часть их стала демонстрироваться в Малом дворце Парижа, где была основана антимасонская выставка. Большинство вещей и документов было передано в пользование Теософского общества на площади Рапп.

Возрождение

При освобождении Франции 1945 года состоялось возвращение в музей многих предметов и документов. Тем не менее, на протяжении нескольких десятков лет они находились в депозитарных хранилищах. После реставрационных работ в старом особняке в 1960 году фасад здания приобрел внесенные элементы архитектурного направления конструктивизма.

Повторно музей открылся в 1973 году. Это событие было совмещено с 200-летием Великой ложи Востока. Следует заметить, что площади в помещениях, где хранятся экспонаты, а так же выставочное пространство существенно увеличились.

В 1980 году руководствуясь советами Гурду – Камю размещение экспозиций было проведено в новой вариации. В последующие годы в лоно музея было возвращено множество исторических документов. В 2000 году выставка стала государственным учреждением.

Экспозиционные залы собрания занимают общую площадь в 600 кв. метров. Примерно 400 кв. метров используется, чтобы разместить постоянные экспонаты, а остальная же территория предназначена для временной демонстрации. Список общего фонда выставки включает в себя 33 тысячи наименований, 2/3 которых являются документальными свидетельствами масонской истории. Каждый год численность туристов, посещающих данное учреждение, составляет 10 тысяч человек.

Оформление экспозиций

Любопытными предметами коллекции являются экспонаты фартуков, принадлежащих ранее правителю Вестфалии Жерому Бонапарту и Вольтеру, часы государственного деятеля Жан- Жака Реже де Камбасереса, рапира маркиза Лафайета, а так же экземпляр первых конституционных предписаний вольных каменщиков 1723 года. Музейные витрины содержат отличительные знаки рангов среди членов ложи.

В художественном зале выставки с портретов взирают известные политические и общественные деятели, писатели, художники и ученые, состоящие в масонских рядах. Среди экспонатов можно увидеть одежду, мейсенскую фарфоровую посуду, фигурки с соответствующими обозначениями, которые относятся к разряду медальерного искусства.

Замысел зрительной зоны заключается в создании ощущения общего экспонирования, воссоздавая разнообразные, в некоторых случаях противоречивые направления движения масонства, делая акцент на своеобразиях отдельно взятых лож, создающих Орден, одновременно показывая, их взаимное друг с другом переплетение.

Раскрытие информации, содержащей в экспонатах, происходит в два этапа. На первом этапе излагается внешняя история формирования общины вольных каменщиков в хронологической последовательности, на втором уровне – повествование, рассказывающее о внутреннем строе тайного общества союзников.

Разместив в залах витрины на низшем, а музейное оборудование на более высоком уровнях в центрах залов, создатели музея успешно достигли двойственной цели экспозиций. Кроме того, этот нюанс существенно подчеркивает осветительная техника и игра света и тени.

Опубликовано: 4 июня 2022

Текст: Ольга Николаева

Статьи по теме:

Словения – страна природных контрастов
Словения – страна природных контрастов
Словения относится к самым маленьким странам Европы, но при этом она не уступает остальным по живопи...
Авалон-тур
Авалон-тур
Туристическая компания «Авалон-тур» предлагает услуги по организации качественного...
Зимний тур из Ленинградской области
Зимний тур из Ленинградской области
Давайте поможем жителю Санкт-Петербурга устроить себе незабываемый зимний активный отдых. С чего нач...

Добавить статью ❯❯

Яндекс.Метрика LiveInternet